На главную страницу

Главная

Истоки

ИстокиНебольшое зырянское селение Пырос в устье Вычегды существовало уже в ХIV веке. Его посетил в 1379 году известный просветитель Стефан Великопермский, отправившийся на Север с целью христианизации. Термин "Котлас" впервые встречается в документах начала XVII века, где речь идет о покупке деревни, что "…на речке на Кодласе". В ХIХ веке Котлас и находившиеся вокруг деревни входили в состав Вологодской губернии. По данным клировой ведомости Стефановской церкви за 1913 год Котласский приходский погост объединял 19 деревень, из них 7 деревень Великоустюгского уезда и 12 — Сольвычегодского. Главным занятием населения было земледелие, но из-за низкой урожайности крестьяне уходили на сезонные работы. Котласские отходники были в основном строителями, каменщиками, плотниками, печниками.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Витте С. Ю. В 1895 году по рекомендации комиссии во главе с министром финансов С. Ю. Витте "Высочайшим повелением" Министерству путей сообщения было дано указание приступить к строительству железной дороги Пермь-Вятка-Котлас. Руководителями строительства были назначены начальник работ И. Н. Быховец, его помощники Толмачев, Березин и Штольцман. Строительство дороги, протяженностью 812 верст, финансировали заинтересованные в экспорте сибирского хлеба, масла, пушнины, льна купцы и промышленники братья Володины, Натансон, русский банк внешней торговли, Луи Дрейфус и Ко.

СУДОХОДСТВО

Вторая половина ХIХ века — начало развития парового судоходства на Северной Двине. Основателями пароходного дела были архангельский торговец Ф. Булычев, купец А. Булычев и коммерческий советник И. Грибанов, создавшие в 1858 году "Акционерное Северодвинское пароходное общество" с правлением в Устюге. В 1898 году возникает крупное объединение судовладельцев "Северное пароходство Котлас-Архангельск-Мурманск" с правлением в Архангельске. Оно занималось доставкой сибирского хлеба, поступавшего по железной дороге в Котлас, оттуда по Северной Двине в Архангельск. В 1917 году в это объединение входили 15 пароходных фирм.

ТОРГОВЛЯ

РазгрузкаЕще в XVIII веке, на левом берегу речки Лименда,
в 4-х
 километрах от Котласа, находился полукустарный лесопильный завод Сольвычегодского купца И. Свинина. В начале ХХ века появились паровые мукомольные мельницы купцов Фирсова, Коробова и компаньонов Сватковского и Верховцева. Затем были построены 4 пекарни. Наиболее известной была водяная мельница Редькина на речке Лименда. Известный промышленник и банкир П. П. Рябушинский планировал построить вблизи города в селе Байка целлюлозно-бумажную фабрику. Вся торговля была сосредоточена в деревне Жернаково, где происходила перевалка грузов с железной дороги на воду. Главным грузом были рожь и мука. Не менее важными дрова, тес, строительные материалы. В Пермь и Вятку отправлялись ивовая кора и соленая рыба, а на север — хозяйственные орудия. С проведением железной дороги увеличился вывоз строевого мачтового леса, дров и брусьев. В Котласе появляются агентства иностранных фирм Луи Дрейфуса, Натансона, Стюарта, отделение "Русского банка" для внешней торговли, "Русско-азиатского банка".

ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА

Инициаторами создания городского поселения стали котласские купцы и промышленники. Их поддержали уездные земства Сольвычегодска и Усть-Сысольска. В справке, предоставленной вологодскому губернатору Великоустюжским уездным исправником в 1914 году сообщалось, что в Котласе имеются почтово-телеграфная контора, 2 начальных училища, народный дом, отделения Вятской и Сольвычегодской тюрем, частная аптека, эпидемический санитарный покой, казенная винная лавка, канцелярия котласского лесничества, 2 клуба, музыкально-драматический кружок, вольная пожарная дружина, общество котласских торговцев и промышленников, железнодорожные станция и депо, земская станция, 5 пристаней пароходных обществ и телефон. В июле 1913 и в мае 1914 года в Котласе состоялись совещания по вопросу преобразования поселка при станции Котлас в город. После затяжки, вызванной началом первой мировой войны, 3 июня 1917 года Временное правительство принимает постановление о присвоении Котласу статуса города. В черту города вошли деревни Жернаково, Петрухинская, Осокориха и полоса отчуждения железной дороги.

ОТ РЕВОЛЮЦИИ К РЕВОЛЮЦИИ

В октябре 1905 года котласские железнодорожники приняли участие во всероссийской политической стачке. Состоялись забастовка, митинг и демонстрация. Был создан забастовочный комитет во главе с врачом И. И. Рыковым.

В годы первой мировой войны на складах Котласа скопилось большое количество каменного угля, зерна и боеприпасов. В 1915 году через сооруженную земляную дамбу на Михейков остров была проложена железнодорожная ветка. Это положило начало созданию здесь судоремонтных механических мастерских и строительству поселка Лименда. Железнодорожным и речным транспортом на севере распоряжалась созданная в 1915 году междуведомственная перегрузочная комиссия.

После свержения самодержавия в марте 1917 года в Котласе создается Временный исполнительный комитет во главе с юристом Д. П. Репиным. Исполком организовал народную милицию во главе с Н. В. Буевским. В марте 1917 года в Котласе создается организация РСДРП(б), которую возглавляет Д. П. Репин. Тогда же в Котласе появляется первый в Вологодской губернии Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, председателем которого стал А. М. Чирков. Первые мероприятия Совета: создание примирительной камеры, по разрешению трудовых конфликтов, организация бесплатной юридической помощи населению, создание ревтребунала и чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Летом 1917 года на выборах в городскую думу 8 из 20 мест получили большевики, и 4 — кадеты. Полновластным органом революционной власти Совет становится в октябре 1917 года. Социалистическая революция победила в Котласе мирным путем.


в начало
в начало

Администрация МО "Котлас" 2008 г.
main.kotlas@gmail.com