В браузере отключена поддержка Javascript. Настройки недоступны.
Размер шрифта
Фон сайта
Изображения

Муниципальное образование «Котлас»

Вехи истории города

Из истории заселения нашего района и названия «Котлас»

До IX в. территорию современной Архангельской области заселяли финно-угорские племена, предки современных: коми, финнов, эстонцев, карелов, саамов, венгров, манси, ханты, мари, удмуртов и других народов. В IX-XI вв. начинается освоение Северного края славянами – выходцами из Новгородского княжества, в XIII в. из Ростово-Суздальского княжества (позднее Московское) в связи с нашествием Батыя на Русь. Между двумя княжествами начинается борьба за северные земли. В результате в конце XV в. территория современного Котласского района вошла в состав Московского княжества. В ходе археологических раскопок на территории Котласского района обнаружены следы как славянской, так и финно-угорской культуры. Рядом с Котласом на левом берегу Вычегды найдено древнее финно-угорское поселение 2-й половины I тысячелетия, остальные памятники относятся к славянской культуре и имеют более позднюю датировку.

Название «Котлас» большинство историков считает финно-угорским. Поскольку археологических данных нет, сделан сравнительный языковый анализ финно-угорских племен. Слова, схожие с названием «Котлас» есть у народа коми, финнов, эстонцев, манси, венгров.

Славянская колонизация Северного края в IX - XIII вв.

Реконструкция мужского и женского костюмов древних коми.

Вотлажемский оборонительный городок славян. 2-я пол. XV века.

Пырасское городище, на котором обнаружено финно-угорское поселение. 2-я пол. I тысячелетия.

Орудия труда славян, обнаруженные в районе п.Байка.

Фрагмент керамики, обнаруженный на Пырасском городище.

Преобразование села Котлас в город

2-я половина 19 века – начало развития парового судоходства, в Котласе появилась речная пристань. В 1899 году в Котлас была построена железная дорога Вятка - Котлас. Котлас превращается в торгово-перевалочный пункт. Через Котлас проходят: зерно, ивовая кора, мука, рыба, лес, бакалейные товары, дрова, тес, строительные материалы. В результате жизнь села Котласа резко изменилась: развивается торговля, увеличивается количество населения, появляются культурные учреждения, двухклассная железнодорожная школа, почтово-телеграфная контора, отделения банков, аптека, меняется внешний облик села в лучшую сторону. Котлас развивается как транспортный и торговый узел. В 1913 году котласские купцы поднимают вопрос о преобразовании села Котласа в город. 20-21 мая 1914 года на станции Котлас состоялось совещание заинтересованных ведомств, на котором было принято решение «о необходимости преобразования поселка при станции Котлас в город». Но первая мировая война отодвинула решение данного вопроса, но, в то же время сыграла важную роль в преобразовании Котласа в город. В годы войны Котлас стал интенсивно развиваться как транспортный узел. Именно через Котлас на нужды российской оборонной промышленности и фронт шли английский каменный уголь, военные материалы (взрывчатка, патроны, снаряды). Все это привело к тому, что 3 июня 1917 года Временное правительство приняло постановление о преобразовании поселка при станции Котлас в город.

Пристань Котлас. Начало 20 века.

Ж/Д станция Котлас. Начало 20 века.

Склады на берегу Северной Двины. Начало 20 века.

Пароходы на Северной Двине.  Середина 19 – начало 20 века.

Пристань Котлас. Конец 19 – начало 20 века.

Купеческие склады в деревне Жернаково. Снимок начала 1970-х годов.

Русский банк для внешней торговли. Первый банк в Котласе. Снимок 1960-1970-е годы.

Пристань Котлас. Начало 20 века.

Совещание в мае 1914 года по вопросу преобразования села Котлас в городское поселение.

Раскулачивание и политические репрессии на Севере

 В начале 1930-х годов в Котлас поступает первая волна раскулаченных из центральных и южных районов страны. Людей расселяли в бараках, складах и сараях, но даже этого скоро стало не хватать. Прибывшие вынуждены были сами строить для себя жилье, так на окраине города возникает пересыльный пункт Макариха. Трудоспособных мужчин из Котласа отправляли под конвоем в районы постоянного поселения для работы на лесозаготовках, сплаве, постройке спецпоселков. В 1937 году начинается волна политических репрессий и в Котлас поступают «враги народа», осужденные по статье 58. В 1938 году в городе силами заключенных построено здание базы Управления ГУЛАГа, занимавшееся вопросами перевалки грузов для строительства железной дороги Котлас-Воркута и пересылки заключенных. Железнодорожный мост через Северную Двину и дорогу Котлас-Воркута строили заключенные и немцы-трудармейцы. На территории Котласа находились около 10 лагерных пунктов и знаменитая Болтинская пересылка. Система лагерных пунктов и пересыльных пунктов подчинялась управлению внутренних дел и имела различные названия: Севдвинлаг, ГУЛАГ, ГУЖДС, Севжелдорлаг. В 1943 году был создан Котласлаг, в 1946 году ликвидирован. 

Строительство ж/д моста через Северную Двину в Котласе.

Здание управления ГУЛАГа в Котласе, построенной в 1938 г. Позднее музыкальная школа. Снимок 1990-е гг.

Котлас в годы Великой Отечественной войны

В первые дни войны в Котласе проходит мобилизация и на фронт уходят первые группы. В июле в Котласе был создан эвакуационный пункт для приема населения, выехавшего из оккупированной врагом территории. Все эвакуированные получили жилье и включились в работу городских предприятий. В городе был размещен эвакогоспиталь № 2520 для раненых бойцов с Карельского фронта. Предприятия города перестраивались на выпуск военной продукции. На Лимендском заводе начали выпускать кожухи для авибомб, дорожно-мостовые переправы. По заказу ГКО страны Котласский городской промышленный комбинат начинает изготовление для Красной Армии лыж, саней, этим же занялись Лимендская и Болтинская лесобазы.В годы войны Котлас превратился в крупный транспортный узел, через него на фронт шли воркутинский уголь, лес для промышленных предприятий страны, жидкое топливо для Северного флота. В городе проводились субботники, воскресники, заработанные на них средства, шли в фонд обороны страны. Жители города собирали деньги на танковые колонны и эскадрильи самолетов. В Котласе была сформирована стрелковая дивизия, впоследствии ставшая 28-й Невельской Краснознаменной дивизией, покрывшая себя неувядаемой славой.

Здание городской школы, где размещался в годы В.О.В. эвакогоспиталь № 2520.

Рабочие Лимендского завода.

Ученики 9-10 классов школы №76 перед отправкой на фронт. Сентябрь 1941 г.

Послевоенные годы

В послевоенные годы в Котласе наблюдался рост промышленного производства и транспортных операций, это привело к значительному росту количества рабочих, инженерно-технических работников и в целом населения города. Были созданы строительные организации: Северодвинское бассейновое управление, участок «Дорстрой», «Котласлесжелдорстрой». Восстановилась городская ремонтно- строительная контора. Началось строительство жилых домов, магазинов, школ, детских учреждений, центральные улицы начали застраиваться трехэтажными домами. На Лимендском заводе внедрили в производство секционный метод постройки металлических судов и барж. Грузовой участок Котласского речного порта был полностью оснащен новыми механизмами. Важное значение приобрела работа лесоперевалочных баз. Они снабжали древесиной пострадавшие в годы войны районы. После войны в городе была создана единая автодорожная сеть и все поселки города соединились между собой. Заметную роль стал играть горпромкомбинат, выпускающий швейные изделия, мебель, зеркала. В 1949 году появился пос. Вычегодский, где было создано Сольвычегодское отделение Северной железной дороги, сортировочный парк, локомотивное и вагонное депо. В 1960-е год в Котласе началось строительство четырехэтажных и пятиэтажных домов, появились педучилище, театр, гостиница, аэровокзал, телефонная станция, новые школы, детские сады и ясли, бани и другие культурно-бытовые учреждения.

Улица Ленина, слева здание банка. 1950-е годы.

Гостиница «Советская».

Управление Печорской железной дороги. Начало 1950-х годов.

Благоустройство ул. Луначарского. Начало 1960-х годов.

Строительство дома на пересечении улиц Луначарского и Маяковского. Конец 1950-х годов.

Железнодорожный вокзал в Котласе. 1960-е – 1970-е года.